Успешный бизнес-консалтинг и значимость маркетинговых исследований
Бизнес-консалтинг – это профессиональные услуги, включающие в себя анализ информации, свидетельствующей о текущем состоянии предприятия, анализ динамики «внешней среды» и ресурсов исследуемой фирмы. Целью бизнес-консалтинга является подготовка информации и экспертных заключений, используя которые данное предприятие может изменить существующую систему с учетом изменений внешней среды и доступных внутренних ресурсов для повышения эффективности бизнеса. Можно говорить, что бизнес-консалтинг, таким образом, является надстройкой, опирающейся на маркетинговые исследования.
В каком иерархическом соотношении находятся понятия «бизнес-консалтинг» и «маркетинговые исследования»?
Сначала проводится полноценный сбор информации о состоянии «внешней среды» и изменений в ней, то есть маркетинговое исследование. Затем требуется анализ и интерпретация полученной информации по специальной системе для эффективного развития данного бизнеса – это уже бизнес-консалтинг.
Можно считать, таким образом, что бизнес-консалтинг представляет собой анализ проведенных маркетинговых исследований.
Конечно, бывают случаи, когда сбор информации, а затем ее интерпретация проводятся силами сотрудников (например, маркетологов) и руководства фирмы, но на основе анализа, сделанного профессионалами можно получить ряд рекомендаций, которые будут оптимальными для настоящего момента.
Безусловно, специалист по бизнес-консалтингу должен обладать специальными знаниями и навыками: владеть современными методами и анализа, и прогнозирования касательно экономического положения в целом и конкретной ситуации в сфере данного производства. Исходя из этого, можно заключить, что без своевременной информации, отражающей состояние и динамику «внешней среды», то есть без исследования макроэкономических факторов, объема и структуры спроса, а также действий конкурентов, - невозможно провести грамотный и успешный бизнес-консалтинг. Весь комплекс маркетинговых исследований также должен осуществляться опытным профессионалом.
Прежде чем приступить к маркетинговому исследованию, специалист попробует оценить возможные действия, которые будут предприняты после анализа собранной информации, и действия, которые были бы сделаны без проведения такого исследования. Если окажется, что ответы одинаковы, то в данный момент предприятию не требуется помощь по бизнес-консалтингу.
При необходимости бизнес-консультирования нужно помнить, что не зря существует мнение, что сами по себе маркетинговые исследования без бизнес-консалтинга – это почти бесполезная трата денег. Но и бизнес-консалтинг, проведенный без опоры на достоверные знания о «внешней среде», не стоит ничего. При использовании же полученных результатов маркетинговых исследований, их практической значимости, можно провести компетентное консультирование, результатом которого станет увеличение доходов (прибыли) данного предприятия.
|